Образовательная программа начального общего образования ФГОС НОО-21

Описание образовательной программы

ОПИСАНИЕ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО) предназначена для сопровождения деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 39 имени Героя Советского Союза В.А.Козлова  муниципального образования Абинский район (далее - МКОУ ООШ № 21), разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее - ФГОС НОО), на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной Решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022), образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений. Утверждена педагогическим советом (протокол № 4 от 31.08.2022, введена в действие приказом № 574 от 31.08.2022.

ООП НОО определяет стратегию образовательной деятельности конкретного уровня образования и учитывает следующие требования:

1. Особенности социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации.

2. Статус младшего школьника, его типологические психологические особенности и возможности, что гарантирует создание комфортных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого ребѐнка.

3. ООП НОО предполагает создание индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки одарѐнных младших школьников (в том числе для ускоренного обучения) или детей, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением и др.).

4. Обязательным требованием является учѐт запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные занятия, индивидуальные консультации и др.

5. Обеспечение выполнений гигиенических нормативов и соблюдение санитарно- эпидемиологических требований к организации обучения. С учѐтом современной действительности в ООП НОО прописаны требования к обучению в дистанционном режиме.

ООП НОО построена в соответствии с логикой представления МКОУ ООШ № 39 программы начального общего образования и раскрывает наполнения следующих разделов: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел ООП НОО отражает основные цели начального общего образования, те психические и личностные новообразования, которые могут быть сформированы у младшего школьника к концу его обучения на первом школьном уровне. Раздел включает рекомендации по учѐту специфики региона, особенностей функционирования МКОУ ООШ № 39 и характеристику контингента обучающихся. Обязательной частью целевого раздела является характеристика планируемых результатов обучения, которые должны быть достигнуты обучающимся-выпускником начальной школы, независимо от типа, специфики и других особенностей МКОУ ООШ № 39.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и предметные достижения младшего школьника на конец его обучения в начальной школе.

Личностные результаты отражают новообразования ребѐнка, отражающие его социальный статус: сформированность гражданской идентификации, готовность к самообразованию, сформированность учебно-познавательной мотивации и др. Метапредметные результаты характеризуют уровень становления универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) как показателей умений обучающегося учиться, общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать своѐ поведение и деятельность. Предметные результаты отражают уровень и качество овладения содержанием учебных предметов, которые изучаются в начальной школе.

Даны рекомендации к возможному расширению и уточнению планируемых результатов с учѐтом особенностей функционирования МКОУ ООШ № 39.

В целевом разделе представлены единые подходы к системе оценивания достижений планируемых результатов освоения программы начального общего образования. Даны рекомендации по контролю метапредметных результатов обучения и требования к его организации.

Содержательный раздел ООП НОО включает характеристику основных направлений урочной деятельности МКОУ ООШ № 39 (рабочие программы учебных предметов, модульных курсов), обеспечивающих достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Раскрываются подходы к созданию индивидуальных учебных планов, соответствующих «образовательным потребностям и интересам обучающихся» (пункт 6.3. ФГОС НОО).

В раздел включены требования к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся, проявляющих особые способности в освоении программы начального общего образования, а также требования к разработке программ обучения для детей особых социальных групп. Раскрываются общие подходы к созданию рабочих программ по учебным предметам. Рассматриваются подходы к созданию МКОУ ООШ № 39 программы формирования универсальных учебных действий на основе интеграции предметных и метапредметных результатов обучения. Характеризуется вклад учебного предмета в становление и развитие универсальных учебных действий младшего школьника.

В ООП НОО представлены рабочие программы по всем учебным предметам начальной школы. Тематическое планирование включено в рабочие программы. Рабочие программы педагогических работников являются приложением к ООП НОО.

Представлена программа воспитания в соответствии с условиями жизнедеятельности образовательной организации, преемственности и перспективности построения системы воспитательной работы с обучающимися.

Организационный раздел даѐт характеристику условий организации образовательной деятельности, раскрывает особенности построения учебного плана и плана внеурочной деятельности, календарных учебных графиков и планов воспитательной работы. В ОПП НОО учитываются особенности функционирования МКОУ ООШ № 39, режима еѐ работы и местных условий.

Раскрываются возможности дистанционного обучения и требования к его организации в начальной школе.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование относится к основным образовательным программам (наряду с образовательной программой дошкольного образования и образовательной программой основного общего образования, статья 12 Закона) и характеризует первый этап школьного обучения.  Образовательная программа понимается в Законе «Об образовании в Российской Федерации» как комплекс основных характеристик образования (объѐм, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, реализация которых обеспечивает успешность выполнения ФГОС каждого уровня образования.

Программа начального общего образования МКОУ ООШ № 39 является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность образовательной организации в единстве урочной и внеурочной деятельности, при учѐте правильного соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Целями реализации программы начального общего образования являются:

1. Организация учебного процесса с учѐтом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражѐнных в обновленном ФГОС НОО.

2. Создание условий для свободного развития каждого младшего школьника с учѐтом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе начального общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарѐнных, успешных обучающихся или для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогов.

3. Возможность для коллектива образовательной организации проявить своѐ педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и утверждении традиций школьного коллектива.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

— обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями

обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;Хочу такой сайтХочу такой сайт

— становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

— обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

— достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ);

— обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

— использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

— предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города.)

Создавая программу начального общего образования, образовательная организация учитывает следующие принципы еѐ формирования.

Принцип учѐта ФГОС НОО: программа начального общего образования базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной школе.

Принцип учѐта языка обучения: с учѐтом условий функционирования образовательной организации программа характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов РФ и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, а также планах внеурочной деятельности.

Принцип учѐта ведущей деятельности младшего школьника: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль).

Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами. При этом учитываются запросы родителей (законных представителей) обучающегося.

Принцип преемственности и перспективности: программа должна обеспечивать связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами начального образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению в основной школе, единые подходы между их обучением и развитием на начальном и основном этапах школьного обучения.

Принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку разных мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности.

Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности по программе начального общего образования не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объѐм учебной нагрузки, организация всех учебных и внеучебных мероприятий должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

В программе определяются основные механизмы еѐ реализации, наиболее целесообразные с учѐтом традиций коллектива образовательной организации, потенциала педагогических кадров и контингента обучающихся. Среди механизмов, которые возможно использовать в начальной школе, следует отметить: организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов, факультативов, различных форм совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты, интеллектуальные марафоны и т. п.). Положительные результаты даѐт привлечение к образовательной деятельности школы организаций культуры (к примеру, музеев, библиотек, стадионов), художественных и театральных студий. Эффективным механизмом реализации программ является использование индивидуальных программ и учебных планов для отдельных обучающихся или небольших групп.

Программа начального общего образования является стратегическим документом образовательной организации, выполнение которого обеспечивает успешность организации образовательной деятельности, т. е. гарантию реализации статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с законодательными актами МКОУ ООШ № 39 самостоятельно определяет технологии обучения, формы его организации (включая модульные курсы), а также систему оценивания с соблюдением принципа здоровьесберегающего обучения.

Программа пострена с учѐтом психологических особенностей обучающегося младшего школьного возраста.

Всѐ наполнение программы начального общего образования (содержание и планируемые результаты обучения, условия организации образовательной среды) подчиняется современным целям начального образования, которые представлены во ФГОС как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание еѐ социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи и др.). Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.

В специальном разделе программы начального общего образования характеризуется система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

При определении подходов к контрольно-оценочной деятельности младших школьников учитываются формы и виды контроля, а также требования к объѐму и числу проводимых контрольных, проверочных и диагностических работ. Ориентиром в этом направлении служат «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях», подготовленные в 2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ.

В ООП НОО МКОУ ООШ № 39 отражены:

 общая характеристика планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

 система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования; осособенности оценки метапредметных и предметных результатов  и содержание оценочных процедур;

 рабочие программы учебных предметов, программы формирования универсальных учебных действий; значение сформированных универсальных учебных действий для успешного обучения и развития младшего школьника; характеристика универсальных учебных действий; интеграция предметных и метапредметных требований как механизм конструирования современного процесса образования; место универсальных учебных действий в рабочих программах

 Программа воспитания;

 Учебный план начального общего образования; календарный учебный график организации, осуществляющей образовательную деятельность; план внеурочной деятельности; календарный план воспитательной работы;

 Система условий реализации программы начального общего образования, в том числе: кадровые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования; психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования; финансово-экономические условия реализации образовательной программы начального общего образования; информационно-методические условия реализации программы начального общего образования; сатериально-технические условия реализации основной образовательной программы; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий реализации ФГОС НОО

ООП НОО 2023 - 2024 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 327766045235508045123579633876966067016845890577 Директор/Заведующий Федина Александра Владимировна Дата подписания документа 13.10.2023 23:42:39 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».