МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39 ИМЕНИ В.А.КОЗЛОВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Согласовано
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом
совете МКОУ ООШ
№39
С Управляющим
советом МКОУ ООШ
№39
Директор
________________________
_______________________
Федина А.В.
Мельниченко А.С.
Протокол № 1 от «30» августа
Протокол № 1 от «30» августа
2024 г.
2024 г.
________________________
Федина А.В.
Протокол № 1 от «30» августа
2024 г.
Положение
о проведении лабораторных работ и практических занятий
в МКОУ ООШ №39
Настоящее положение применяется в целях упорядочения требований,
предъявляемых к оформлению и проведению лабораторных работ и
практических работ.
1. Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Рекомендациями
по планированию, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в общеобразовательных учреждениях. К основным
видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и
практические занятия, направленные на экспериментальное подтверждение
теоретических положений и формирование учебных практических умений и
навыков:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 04.08.2023 №468-ФЗ «Изменения с ст. 97 и 98
Закона образования»;
- государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017
№ 1642;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
22.03.2021 № 115;
-Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
1.1.
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»; -Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
-Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
-Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»
(далее – ФОП НОО);
- Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»
(далее – ФОП ООО);
- Порядком проведения самообследования в образовательной организации,
утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462;
- Приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324;
- Постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 № 556 "Об утверждении
перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения
мероприятий по оценке качества образования"
1.1.1. Локальными нормативными актами и документами МКОУ ООШ № 39 :
– Уставом ;
– положением о внутренней системе качества образования (ВСОКО);
– положением о самообследовании;
– основными общеобразовательными программами по уровням общего
образования;
положением о педагогическом совете
1.2. В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов
учебных занятий обучающиеся выполняют одну лабораторную работу или
одну практическую работу под руководством преподавателя в соответствии
с изучаемым содержанием учебного материала.
1.3.
Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических
занятий направлено на:
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний по конкретным темам изучаемого предмета;
- формирование умений применять полученные знания на практике,
реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие
интеллектуальных,
аналитических,
проектировочных,
конструктивных умений и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально
значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность,
творческая инициатива.
1.4. При проведении лабораторных работ и практических
занятий
класс может делиться на подгруппы.
1.5. Практические и лабораторные работы оформляются учащимися в
письменном виде и проверяются учителем.
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
При планировании состава и содержания лабораторных работ и
практических занятий следует исходить их того, что лабораторные работы и
практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
2.2. Ведущей
дидактической целью лабораторных работ является
экспериментальное подтверждение и проверка существенныхтеоретических
положений при изучении данной дисциплины.
2.3. Ведущей дидактической целью практических занятий является
формирование учебных и практических умений, необходимых в последующей
учебной деятельности по изучаемому предмету.
Состав и содержание практических занятий должно быть направлено на
реализацию образовательных стандартов.
2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул,
методик расчета, установление и подтверждение закономерностей,
ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств
веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение
развития явлений, процессов и др.
2.5.
При выборе содержания и объема лабораторных работ следуетисходить
из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и
межпредметных связей, из того, какое место занимает конкретная работа в
совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования
целостного представления о содержании учебной дисциплины.
2.6. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с
ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические
умения и навыки обращения с различными приборами, установками,
лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать,
сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и
обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлятьрезультаты).
2.7. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе
экспериментальных, выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с
измерительными приборами, оборудованием.
2.8.
На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными
практическими умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются
и совершенствуются.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий
обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются
теоретические знания, вырабатывается способность и готовность
использовать
теоретические
знания
на
практике,
развиваются
интеллектуальные умения.
2.1.
2.9. Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в
примерных и рабочих учебных программах по предмету в разделе
"Содержание учебной дисциплины".
2.10. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия
должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли
быть выполнены качественно большинством обучающихся. Количество часов,
отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в
тематических планах примерных и рабочих учебных программах.
2.11. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих
программах по предмету, а также количество часов на их проведение могут
отличаться от рекомендованных примерной программой.
3. Организация и проведение лабораторных и практических
занятий
3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться на
специально
оборудованных
рабочих
местах.
Необходимыми
структурными
элементами лабораторной работы, помимо
самостоятельной
деятельности
обучающихся,
являются
инструктаж,
проводимый преподавателем, а также
организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или на
специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми структурными
элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности
обучающихся, являются инструктаж, проводимый учителем,а также анализ
и оценка выполненных работ.
Перед лабораторной работой или практическим занятием учителюпредметнику необходимо получить информацию об отсутствии
противопоказаний у обучающихся к веществам, реактивам, которые
используются при выполнении работы. Данную информацию предоставляют
классные руководители (по результатам письменных опросов родителей на
родительских собраниях)
3.3. Выполнению лабораторных работ и практических занятий
предшествует проверка знаний обучающихся их теоретической готовности к
выполнению задания.
3.4. По каждой лабораторной работе и практическому занятию
учителем- предметником должны быть разработаны методические указания
по их проведению.
3.5. Лабораторные работы и
практические занятия могут носить
репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их
выполнении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, вкоторых
указаны цель работы, оборудование, материалы и их характеристики, порядок
выполнения работы, таблицы, выводы.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их
проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не
дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся
самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения
работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся
должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них
теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо
находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и
поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной
деятельности.
3.6. Формы организации обучающихся на лабораторных работах и
практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют
одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется
группами по 2-4 человека.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.
3.7. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и
практических занятий рекомендуется:
• разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся
методическими указаниями, применительно к конкретным разделам и
темам;
• подчинение методики проведения лабораторных работ и практических
занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими
установками для обучающихся;
• использование в практике преподавания поисковых лабораторных
работ, построенных на проблемной основе;
• применение коллективных и групповых форм работы, максимальное
использование индивидуальных форм с целью повышения
ответственности каждого обучающегося за самостоятельное
выполнение полного объема работ;
• проведение лабораторных работ и практических занятий на
повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных
с самостоятельным отбором необходимого оборудования;
• подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих
в более быстром темпе, для эффективного использования времени,
отводимого на лабораторные работы и практические занятия.
4. Оформление лабораторных работ и практических занятий
4.1. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по
предмету определяется учителем- предметником.
4.2. Оформление лабораторных работ и практических занятий по предмету
ведется в отдельных тетрадях для лабораторных и практических работ,
которые хранятся в кабинете.
4.3. Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий
выставляются по пятибалльной системе.
5. Требования к оформлению лабораторных и практических работ
5.1. Описания практических работ должны содержать:
• число;
• номер практической или лабораторной работы;
• наименование работы;
• цель работы;
• перечень используемых веществ;
• отчет о выполнении лабораторной или практической работы
должен быть представлен в форме таблицы:
№
п/
п
Что делали Что наблюдали
Выводы и уравнения реакций.
в содержание отчета должны быть включены необходимые решения,
ответы на контрольные вопросы, вывод о проделанной работе,
соответствуюшие рисунки.
5.2. Перед выполнением практической и лабораторной работы учительпредметник проверяет готовность обучающихся к ее выполнению.
5.3. Учитель-предметник контролирует выполнение обучающимися
практической работы и лабораторной работы в соответствии с инструкцией
по проведению.
5.4. Текст разрешено вписывать четким разборчивым почерком, пастой синего
цвета.
5.5. Учитель-предметник проверяет отчет обучающегося о выполненной
практической работе и делает отметку в классном журнале в соответствии с
правилами ведения журнала.
5.6. В соответствии с графиком ВШК заместитель директора по УВР
осуществляет контроль за проведением практических и лабораторных работ.
5.7. Тетради для практических и лабораторных работ обучающихся хранятсяв
кабинете до конца учебного года.
•