МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39
ИМЕНИ В.А.КОЗЛОВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АБИНСКИЙ РАЙОН
Согласовано
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом
совете МКОУ ООШ
№39
С Управляющим
советом МКОУ ООШ
№39
Директор
________________________
_______________________
Федина А.В.
Мельниченко А.С.
Протокол № 1 от «30» августа
Протокол № 1 от «30» августа
2024 г.
2024 г.
________________________
Федина А.В.
Протокол № 1 от «30» августа
2024 г.
Положение
о критериях и нормах оценивания по учебным предметам в соответствии
образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы№ 39 имени В.А.Козлова
муниципального образования Абинский район
1.Общие положения
1.1 Настоящее положение о правилах оценивания достижений обучающихся по
учебным
предметам
(далее-Положение)
в
муниципальном
казенном
общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школы № 39
имени В.А.Козлова муниципального образования Абинский район (далее МКОУ
ООШ №39)устанавливает требования к оценке результатов учебных достижений
обучающихся по учебным предметам и курсам, осваиваемых обучающимися в рамках
основных образовательных программ начального общего, основного общего
образования (далее ООП НОО и ООО).
1.2 Положение разработано в соответствии с
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным законом от 04.08.2023 №468-ФЗ «Изменения с ст. 97 и 98 Закона
образования»;
- государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
- Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»; -
- Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»
(далее – ФОП НОО);
- Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее
– ФОП ООО);
- Порядком проведения самообследования в образовательной организации,
утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462;
- Приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324;
- Постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 № 556 "Об утверждении перечня
мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий
по оценке качества образования"
- уставом Школы;
- локальными нормативными актами Школы
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения и, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
РоссийскойФедерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных
правил СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
1.3. Оценивание учебных достижений обучающихся при применении
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
осуществляется в соответствии с данным положением.
2. Система оценивания образовательных достижений обучающихся
2.1.Под оценкой образовательных достижений обучающегося понимается
определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных
суждениях учителя степени соответствия знаний, умений и навыков
обучающегося требованиям к уровню подготовки школьников,
установленных ООП НОО, ООП ООО.
2.2. Целью оценивания образовательных достижений обучающихся
является определение степени освоения обучающимися ООП НОО, ООП
ООО и готовности к продолжению обучения.
2.3.Оценка выражается в форме отметок (баллов) для обучающихся 2–9-х
классов.
2.4. Освоение образовательной программы учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) образовательной программы сопровождается
текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией
обучающихся, результаты которых фиксируются в журнале учета
успеваемости и дневнике.
2.5. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся
является
установление
соответствия
фактически
достигнутых результатов обучающихся, определенных в ООП,
разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО.
2.6. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной
аттестации являются частью внутренней системы оценки качества
образования и отражают динамику индивидуальных образовательных
достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами
освоения основной образовательной программы соответствующего уровня
общего образования.
2.7.Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях:
•
определения
уровня достижения обучающимися
результатов, предусмотренных образовательной
программой;
• своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса;
• информирования обучающихся и их родителей (законных
представителей) о результатах обучения.
2.7.1. Текущий
контроль
включает
тематическое
оценивание,
представляющее собой процедуру оценки уровня достижения планируемых
результатов по теме.
2.7.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение
учебного года осуществляется без балльного оценивания. Результаты и
динамика образовательных достижений каждого обучающегося 1-х классов
фиксируются учителем в листе индивидуальных достижений по учебному
предмету.
2.7.3. Текущий контроль успеваемости во 2-м и последующих классах
осуществляется по пятибалльной системе оценивания: 5 – «отлично»,
4 – «хорошо», 3 –
«удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно».
2.7.4. Текущий контроль успеваемости по предметам (учебным курсам)
части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений, продолжительность которых составляет менее 36 часов в год,
осуществляется без балльного оценивания.
2.7.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному
учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей
освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным
учебным планом.
2.7.6. Формами текущего контроля являются:
•
•
•
письменная: письменный ответ учащегося на один или несколько
вопросов (заданий). К письменной проверке относятся: домашние,
проверочные,
лабораторные,
практические,
контрольные,
творческие работы;
устная: устный ответ на один или несколько вопросов в форме
рассказа, беседы, собеседования, зачета или иной форме;
комбинированная: предполагает сочетание письменных и устных
форм проверок в различном соотношении.
2.7.7. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые
результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом
планировании по учебному предмету.
2.7.8. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и
направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную
оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению
и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих
проблем в обучении.
2.7.9. Рекомендуемая накопляемость отметок текущего оценивания по
предметам – не менее трех текущих отметок за четверть.
2.7.10. Текущий контроль успеваемости по курсу ОРКСЭ (4-й класс) в
течение учебного года осуществляется без балльного оценивания.
Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и
культурологическая компетентность ученика.
2.8.Тематическое оценивание – это комплекс оценочных процедур,
проводимых в ходе текущего контроля успеваемости, с целью определения
уровня достижения планируемых результатов, которые осваиваются в
рамках изучения темы учебного предмета, курса, модуля.
2.8.1. Целью тематического оценивания является:
•
•
•
определение уровня достижения обучающимися результатов по теме;
своевременная корректировка рабочей программы и учебного процесса;
информирование обучающихся и их родителей (законных
представителей) о результатах освоения темы.
2.8.2. Итогом
тематического оценивания является средневзвешенная
отметка в электронном журнале по всем оценочным процедурам,
проведенным в рамках изучения темы.
2.8.3. Средневзвешенная отметка по теме и динамика ее изменений
формируются автоматически, отображаются в электронном журнале
учителя и дневнике ребенка.
2.8.4. Если тема является сквозной и изучается в различные учебные
периоды, то формирование средневзвешенной отметки происходит с
учетом всех периодов изучения темы.
2.8.5. Тематическое оценивание обеспечивает:
– обучающемуся – наличие отметок по каждой теме, понимание
динамики учебных результатов внутри темы и по отношению к другим
темам;
– педагогическому работнику:
•
•
отслеживание наличия оценочных процедур в рамках изучения каждой
темы;
выявление тем, вызывающих учебные затруднения у
обучающихся, и своевременную коррекцию учебного процесса.
2.8.6. Рекомендуемое количество оценочных процедур в каждой теме – не
менее одной за три урока.
2.9.5. Все четвертные, полугодовые, годовые отметки должны быть
выставлены не позднее последнего дня занятий.
2.9.6. Четвертные
и полугодовые отметки рассчитываются как
среднеарифметическое значение отметок по учебному предмету за четверть
или полугодие соответственно. В спорных случаях берутся во внимание
результаты контрольных работ.
2.9.7. Годовые
отметки выставляются путем нахождения среднего
арифметического значения четвертных и полугодовых отметок. В спорных
случаях берутся во внимание результаты контрольных работ.
3. Критерии оценивания
3.1. При пятибалльной системе оценивания на всех уровнях обучения
в Школе применяются следующие общедидактические критерии:
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:
•
•
•
•
знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема
образовательной программы, реализованной за оцениваемый
период;
умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;
отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей
с помощью дополнительных вопросов педагога;
соблюдения культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:
•
•
•
•
знания всего изученного материала;
умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике;
наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении
изученного материала;
соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:
•
•
•
•
знания и усвоения материала на уровне минимальных требований
программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении,
необходимости незначительной помощи учителя;
умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на видоизмененные вопросы;
наличия 1–2 грубых ошибок, нескольких негрубых при
воспроизведении изученного материла;
незначительного несоблюдения основных правил культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
•
знания и усвоения учебного материала на уровне ниже
минимальных требований программы;
отсутствия умения работать на уровне воспроизведения,
затруднения при ответах на стандартные вопросы;
• наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых
при воспроизведении изученного материала;
• значительного несоблюдения основных правил культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
3.2. Оценивание по учебным предметам осуществляется
учителем с учетом особенностей, установленным разделом 4
Положения.
•
4. Особенности оценивания по учебным предметам
4.1.Особенности оценивания по русскому языку
4.1.1. Оценка устных ответов обучающихся:
4.1.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал,
дает правильные определения языковых понятий;
обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои
суждения, применять знания на практике, привести необходимые
примеры не только по учебнику, но и самостоятельно
составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения
норм литературного языка.
4.1.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же
исправляет после замечаний учителя;
допускает единичные погрешности в последовательности и языке
изложения.
4.1.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры;
излагает материал недостаточно последовательно и допускает
ошибки в языковом оформлении изложения.
4.1.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела
изученного материала;
допускает ошибки в формулировке определений и правил,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал.
4.1.2. Оценка письменных ответов обучающихся
4.1.2.1. Оценка диктантов
4.1.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
выполнил безошибочную работу;
допустил одну негрубую орфографическую или одну негрубую
пунктуационную ошибку.
4.1.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
допустил две орфографических и две пунктуационных ошибки, или
одну орфографическую и три пунктуационных ошибки, или четыре
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
допустил три орфографических ошибки, если среди них есть однотипные.
4.1.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
•
допустил четыре орфографических и четыре пунктуационных
ошибки, или три орфографических и пять пунктуационных
ошибок, или семь пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических;
допустил шесть орфографических и шесть пунктуационных
ошибок, если среди тех и других имеются по три однотипных
ошибки;
в 5-м классе допускается выставление отметки «3» за диктант при
пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
4.1.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
допустил до семи орфографических и семи пунктуационных
ошибок или шести орфографических и восьми пунктуационных
ошибок, пяти орфографических и девяти пунктуационных ошибок,
восьми орфографических и шести пунктуационных ошибок.
4.1.2.1.5.
•
•
При оценке выполнения грамматическогозадания
рекомендуется руководствоваться следующим:
отметка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания;
отметка «4» ставится, если обучающийся правильно выполнил не
менее трех заданий;
•
•
отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил
не менее половины заданий;
отметка «2» ставится, если обучающийся не выполнил более
половины заданий.
4.1.2.2. Оценка сочинений и изложений
4.1.2.2.1. Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая
ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за
грамотность.
4.1.2.2.2. Отметка «5 » ставится, если:
•
•
•
•
•
•
содержание работы полностью соответствует теме;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения материала;
работа
отличается
богатством
словаря
и
точностью
словоупотребления,
разнообразием
используемых
морфологических категорий и синтаксических конструкций (с
учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по
стилистике);
достигнуто стилевое единство.
В работе допускается один недочет в содержании и 1–2 речевых недочета.
Грамотность:
допускается
одна
орфографическая,
пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
или
одна
4.1.2.2.3. Отметка «4» ставится, если:
•
•
•
•
•
•
•
содержание работы соответствует теме;
содержание достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении
мысли;
лексический и грамматический строй речи разнообразен;
стиль работы отличается единством и выразительностью;
в работе допускается не более двух недочетов в содержании и не
более 3–4 речевых недочетов;
допускаются: две орфографические и две пунктуационные ошибки,
или одна орфографическая и три пунктуационные ошибки, или
четыре пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических
ошибок, а также две грамматических ошибки.
4.1.2.2.4. Отметка «3» ставится, если:
•
•
работа достоверна, но нарушена последовательность изложения;
в работе допущены существенные отклонения от темы;
•
•
беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются четыре орфографические и четыре пунктуационные ошибки,
или три орфографические и пять пунктуационных ошибок, или семь
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5-м классе –
пять орфографических ошибок и четыре пунктуационные ошибки), а также
четыре грамматические ошибки.
4.1.2.2.5. Отметка «2» ставится, если:
работа не соответствует теме;
• допущено много фактических неточностей;
• нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях
работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует
плану;
• крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления;
• нарушено стилевое единство текста;
• в работе допущено до шести недочетов в содержании и до семи
речевых недочетов.
Допускаются: семь орфографических и семь пунктуационных ошибок, или
шесть орфографических и восемь пунктуационных ошибок, пять
орфографических
и
девять
пунктуационных
ошибок,
восемь
орфографических и шесть пунктуационных ошибок, а также семь
грамматических ошибок.
•
4.2.Особенности оценивания по литературе
4.2.1. Оценка устных ответов
4.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
показал прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого
произведения;
умеет объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев
и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения;
умеет пользоваться теоретико-литературными знаниями и
навыками разбора при анализе художественного произведения,
привлекать текст для аргументации своих выводов;
хорошо владеет литературной речью.
4.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание
текста изучаемого произведения;
умеет объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев
и роль основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения;
умеет пользоваться основными теоретико-литературными знаниями
и навыками разбора при анализе прочитанных произведений,
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов,
владение литературной речью;
по 1–2 из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
4.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
•
понимает изучаемое произведение;
умеет объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и
поступки главных героев;
при анализе произведения показывает ограниченные навыки
разбора и недостаточно привлекает текст произведений для
подтверждения своих выводов.
Допускается не более 2–3 ошибок в содержании ответа, а также ряда
недостатков в его композиции и языке.
4.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
обнаруживает незнание содержания произведения;
не умеет объяснять поведение, характеры основных героев;
не знает элементарных теоретико-литературных понятий;
слабо владеет литературной речью.
4.2.2. Оценка сочинений:
4.2.2.1. Отметка «5» ставится за сочинение:
•
•
•
•
глубоко
и
аргументированно
раскрывающее
тему,
свидетельствующее об отличном знании текста произведения и
других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать
выводы и обобщения;
стройное по композиции, логическое и последовательное изложение
мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически
соответствующее содержанию;
допускается 1–2 неточности в содержании.
4.2.2.2. Отметка «4» ставится за сочинение:
•
достаточно полно и убедительно раскрывающее
незначительными отклонениями от нее;
тему
с
•
•
•
•
обнаруживающее хорошее знание литературного материала и
других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими
для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и
обобщения;
логическое и последовательное в изложении содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически
соответствующее содержанию;
допускаются 2–3 неточности: в содержании, а также не более 3–4
речевых недочетов.
4.2.2.3. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
•
•
•
•
•
•
верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;
допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в
изложении фактического материала;
обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные
нарушения последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4–5 речевых недочетов.
4.2.2.4. Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
•
•
•
не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании
текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных
событий без вывода и обобщений или из общих положений, не
опирающихся на знание текста;
характеризуется
случайным
расположением
материала,
отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
4.3.Особенности оценивания по математике
4.3.1. Оценка устных ответов обучающихся по математике
4.3.1.1. Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
•
•
•
•
•
•
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой учебников;
изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности,
точно
используя
математическую
терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графику, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения
конкретными примерами, применять их в новой ситуации при
выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих
вопросов, сформированность и устойчивость используемых при
ответе навыков и умений;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
4.3.1.2. Ответ оценивается отметкой «4», если обучающийся ответил по
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
•
•
•
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие
математическое содержание ответа;
допущены 1–2 недочета
при
освещении
основного содержания
ответа, исправленные по
замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные
по замечанию учителя.
4.3.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но
показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
имел затруднения или допустил ошибки в определении понятий,
использовании
математической
терминологии,
чертежах,
выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов
учителя;
не справился с применением теории в новой ситуации при
выполнении практического задания, но выполнил задания
обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
4.3.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
не раскрыл основного содержания учебного материала;
обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее
•
важной части учебного материала;
допустил ошибки в определении понятий, при использовании
математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках,
в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих
вопросов учителя.
4.3.2. Оценка письменных контрольных работ учащихся
4.3.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
выполнил работу полностью;
не допустил пробелов и ошибок в логических рассуждениях и
обосновании;
не допустил математических ошибок в решении.
4.3.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
выполнил работу полностью, но обоснования шагов решения
недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки);
допустил одну ошибку или 2–3 недочета в выкладках, рисунках,
чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись
специальным объектом проверки).
4.3.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
допустил более одной ошибки или более 2–3 недочетов в выкладках,
чертежах или графиках.
4.3.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
допустил существенные ошибки.
4.4.Особенности оценивания по иностранным языкам
4.4.1. Оценка аудирования
4.4.1.1. Отметка «5» ставится:
•
•
коммуникативная задача решена;
обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса.
4.4.1.2. Отметка «4» ставится:
•
•
коммуникативная задача решена;
обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса,
за исключением отдельных подробностей, не влияющих на
понимание содержания услышанного в целом.
4.4.1.3. Отметка «3» ставится:
•
•
коммуникативная задача решена;
обучающийся полностью понял только основной смысл иноязычной
речи, соответствующей программным требованиям для каждого
класса.
4.4.1.4. Отметка «2» ставится:
•
обучающийся не понял смысла иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для
каждого класса.
4.4.2. Оценка говорения
4.4.2.1. Отметка «5» ставится:
•
•
общение осуществилось,высказывания обучающегося
соответствовали поставленной коммуникативной задаче;
устная речь полностью соответствовала нормам иностранного
языка в пределах программных требований для данного класса.
4.4.2.2. Отметка «4» ставится:
•
•
•
общение осуществилось,высказывания обучающегося
соответствовали поставленной коммуникативной задаче;
обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с
незначительными отклонениями от языковых норм;
устная речь соответствовала
нормам
иностранного
языка
в
пределах программных
требований для данного класса.
4.4.2.3. Отметка «3» ставится:
•
•
общение осуществилось,высказывания обучающегося
соответствовали поставленной коммуникативной задаче;
обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с
отклонениями от языковых норм.
4.4.2.4. Отметка «2» ставится:
•
•
•
общение не осуществилось, высказывания обучающегося не
соответствовали поставленной коммуникативной задаче;
обучающийся слабо усвоил пройденный материал;
выразил свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями
от языковых норм, которые не позволяют понять содержание
большей части сказанного.
4.4.3. Оценка чтения
4.4.3.1. Отметка «5» ставится:
•
•
коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и
осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста в полном
объеме;
чтение соответствовало программным требованиям для данного класса.
4.4.3.2. Отметка «4» ставится:
•
•
коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и
осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста за
исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание
текста;
чтение обучающегосясоответствовало
программным
требованиям для данного класса.
4.4.3.3. Отметка «3» ставится:
•
•
коммуникативная задача решена, обучающийся понял, осмыслил
главную идею прочитанного иноязычного текста;
чтение обучающегося соответствует программным требованиям
для данного класса.
4.4.3.4. Отметка «2» ставится:
•
•
коммуникативная задача не решена, обучающийся не понял
прочитанного иноязычного текста;
чтение обучающегося не соответствовало программным
требованиям для данного класса.
4.5.Особенности оценивания по истории, обществознанию
4.5.1. Отметка «5» ставится:
•
•
•
•
материал усвоен в полном объеме;
изложение логично;
основные умения сформированы и устойчивы;
выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни.
4.5.2. Отметка «4» ставится:
•
•
в усвоении материала незначительные пробелы;
изложение недостаточно систематизированное;
•
•
отдельные умения недостаточно устойчивы;
в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
4.5.3. Отметка «3» ставится:
•
•
•
в усвоении материала имеются пробелы, он излагается
несистематизированно;
отдельные умения недостаточно сформированы;
выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
4.5.4. Отметка «2» ставится:
•
•
основное содержание материала не усвоено;
выводов и обобщений нет.
4.6.Особенности оценивания по искусству (ИЗО)
4.6.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
полностью справляется с поставленной целью урока, правильно
излагает изученный материал и умеет применить полученные
знания на практике;
верно решает композицию рисунка, то есть гармонично
согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
4.6.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
•
полностью овладел программным
материалом,
но
при
изложении его допускает неточности
второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении
наиболее характерное.
4.6.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
4.6.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
4.7.Особенности оценивания по музыке
4.7.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявляет музыкальные способности и стремление их проявить.
4.7.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявляет музыкальные способности, но не стремится их проявить.
4.7.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
умеет пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или
•
проявляет музыкальные способности.
4.7.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
не умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
не проявляет музыкальных способностей и не стремится их проявить.
4.8.Особенности оценивания по биологии
4.8.1. Оценка устных ответов
4.8.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
полно раскрыл содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно дал определения и раскрыл содержание
понятий, верно использовал научные термины;
для доказательства использовал различные умения, выводы из
наблюдений и опытов;
дал самостоятельный ответ.
4.8.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
раскрыл содержание материала, правильно дал определение
понятия и использовал научные термины;
допустил
незначительные
нарушения
последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
4.8.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
усвоил основное содержание учебного материала, но изложил
его фрагментарно, не всегда последовательно;
дал нечеткие определения понятия, не использовал выводы и
обобщения из наблюдений и опытов, допустил ошибки при их
изложении;
•
допустил ошибки и неточности в использовании научной
терминологии, определении понятий.
4.8.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
•
не раскрыл основного содержания учебного материала;
не дал ответов на вспомогательные вопросы учителя;
допустил грубые ошибки в определении понятий, при
использовании терминологии.
4.8.2. Оценка практических умений обучающихся
4.8.2.1. Оценка умений ставить опыты
4.8.2.1.1. Отметка «5» ставится, если:
•
•
•
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и
последовательно проведены
подбор
оборудования
и объектов, а
также работа по закладке опыта;
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и
сформулированы выводы из опыта.
4.8.2.1.2. Отметка «4» ставится, если :
•
•
•
•
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования,
объектов, при закладке опыта допущены 1–2 ошибки;
грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы
основные выводы из опыта;
в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
4.8.2.1.3. Отметка «3» ставится, если:
•
•
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и
объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью
учителя;
допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании
наблюдений, формировании выводов.
4.8.2.1.4. Отметка «2» ставится, если:
•
•
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное
оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
4.8.3. Оценка умений проводить наблюдения
4.8.3.1. Отметка «5» ставится, если:
•
•
•
правильно по заданию проведено наблюдение;
выделены существенные признаки;
логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
4.8.3.2. Отметка «4» ставится, если:
•
•
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении
существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдения и выводов.
4.8.3.3. Отметка «3» ставится, если:
•
•
допущены неточности, 1–2 ошибки в проведении наблюдения по
заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта
(процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1–2) в
оформлении и наблюдении выводов.
4.8.3.4. Отметка «2» ставится, если:
•
•
допущены ошибки (3–4) в проведении наблюдения по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса),
допущены ошибки (3–4) в оформлении наблюдений и выводов.
4.9.Особенности оценивания по географии
4.9.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
дал полный ответ, отражающий основной материал курса;
правильно раскрыл содержание понятий, закономерностей,
географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
правильно использовал карты и другие источники знаний;
дал самостоятельный ответ с опорой на ранее приобретенные знания
и дополнительные сведения о важнейших географических
событиях современности.
4.9.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
дал ответ, который удовлетворяет требованиям на отметку «5»;
есть неточности в изложении основного географического материала
или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам
учителя.
4.9.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
дал правильный ответ, четко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей,
непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в
использовании карт при ответе.
4.9.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
дал неправильный ответ;
не раскрыл основное содержание учебного материала, не дал
ответов на вспомогательные вопросы учителя;
допустил грубые ошибки в определении понятий;
не умеет работать с картой.
4.10. Особенности оценивания по химии
4.10.1. Оценка устного ответа.
4.10.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
изложил материал в определенной логической последовательности.
4.10.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
•
дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
изложил материал в определенной последовательности;
допустил 2–3 несущественных ошибки, исправленных по
требованию учителя или дал неполный и нечеткий ответ.
4.10.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
дал полный ответ, но допустил существенную ошибку
или
ответ неполный, построен несвязно.
4.10.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
•
показал непонимание основного содержания учебного материла;
допустил существенные ошибки, которые не смог исправить при
наводящих вопросах учителя.
4.10.2. Оценка умений решать задачи
4.10.2.1. Отметка «5» ставится, если:
•
•
в логическом рассуждении и решении нет ошибок;
задача решена рациональным способом.
4.10.2.2. Отметка «4» ставится, если:
•
•
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок,
при этом задача решена, но нерациональным способом;
допущено не более двух несущественных ошибок.
4.10.2.3. Отметка «3» ставится, если:
•
•
в логическом рассуждении нет существенных ошибок;
допускается существенная ошибка в математических расчетах.
4.10.2.4. Отметка «2» ставится, если:
•
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
4.10.3. Оценка экспериментальных умений
4.10.3.1. Отметка «5» ставится, если:
•
•
работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и
выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники
безопасности и правил работы с веществами и приборами;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается
чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются
реактивы).
4.10.3.2. Отметка «4» ставится, если:
•
работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы,
эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные
ошибки в работе с веществами и приборами.
4.10.3.3. Отметка «3» ставится, если:
ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину;
• допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в
объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами
и приборами), которую обучающийся исправляет по требованию
учителя.
4.10.3.4. Отметка «2» ставится, если:
•
•
допущены две или более существенные ошибки в ходе
эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при
работе с веществами и приборами), которые учащийся не может
исправить.
4.10.4. Оценка умений решать экспериментальные задачи
4.10.4.1. Отметка «5» ставится, если:
•
•
•
план решения задачи составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
4.10.4.2. Отметка «4» ставится, если:
•
•
•
план решения составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и
выводах).
4.10.4.3. Отметка «3» ставится, если:
•
•
•
план решения составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
4.10.4.4. Отметка «2» ставится, если:
•
допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе
химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).
4.11. Особенности оценивания по информатике
4.11.1. Оценка практических работ
4.11.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
•
выполнил работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих
получение
правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
4.11.1.2. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к отметке
«5», но допущены 2–3 недочета, не более одной ошибки и одного
недочета.
4.11.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков,
что позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
4.11.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
выполнил не полностью и объем выполненной работы не позволяет
сделать правильных выводов;
работа проводилась неправильно.
4.11.2. Оценка устных ответов:
4.11.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и
истолкование основных понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и
записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми
примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным
материалом из курса информатики, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
4.11.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
дал ответ по основным требованиям к ответу на отметку «5», но без
использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без использования связей с
ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при
изучении других предметов;
допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно или с помощью учителя.
4.11.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются
отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач по
готовому алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более
одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2–3 негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
допустил 4–5 недочетов.
4.11.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов,
чем необходимо для отметки «3».
4.12. Особенности оценивания по физике
4.12.1. Нормы отметок за лабораторную работу
4.12.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
•
выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно
и
рационально
монтирует
необходимое
оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах,
обеспечивающих получение верных результатов и выводов;
соблюдает требования безопасности труда;
в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления;
без ошибок проводит анализ погрешностей.
4.12.1.2. Отметка «4» ставится, если:
•
выполнены требования к отметке «5», но обучающийся допустил
недочеты или негрубые ошибки.
4.12.1.3. Отметка «3» ставится, если:
•
результат выполненной части таков, что позволяет получить
правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были
допущены ошибки.
4.12.1.4. Отметка «2» ставится, если:
•
•
результаты не позволяют получить правильных выводов;
опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.
4.12.2. Нормы отметок за устный ответ
4.12.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
обнаруживает правильное понимание физической сущности
рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий,
дает точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий, а также верное определение физических величин,
их единиц и способов измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими
примерами, умеет применять знания в новой ситуации при
выполнении практических заданий;
может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в
курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов.
4.12.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
дает ответ, который удовлетворяет основным требованиям к ответу
на отметку «5», но в нем не используются собственный план
рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации,
нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным
при изучении других предметов.
4.12.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
дает ответ, большая часть которого удовлетворяет требованиям к
ответу на отметку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием готовых формул, но затрудняется при решении
задач, требующих преобразование формул.
4.12.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы.
4.12.3. Нормы отметок за умение решать расчетные задачи
4.12.3.1. Отметка «5» ставится, если:
•
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом.
4.12.3.2. Отметка «4» ставится, если:
•
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок,
но задача решена нерациональным способом или допущено не
более двух несущественных ошибок.
4.12.3.3. Отметка «3» ставится, если:
•
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена
существенная ошибка в математических расчетах.
4.12.3.4. Отметка «2» ставится, если:
•
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
4.13. Особенности оценивания по технологии
4.13.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
4.13.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
•
усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
4.13.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
4.13.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
4.14. Особенности оценивания по физической культуре
4.14.1. Отметка «5» ставится, если:
•
•
упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без
напряжения, уверенно;
в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться
изученными упражнениями для быстрейшего достижения
индивидуальных и коллективных целей в игре.
4.14.2. Отметка «4» ставится, если:
•
•
упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но
недостаточно уверенно;
в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно
уверенно умеет пользоваться изученными движениями для
быстрейшего достижения результатов в игре.
4.14.3. Отметка «3» ставится, если:
•
•
упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с
большим напряжением, допущены незначительные ошибки;
в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не
всегда умеет пользоваться изученными движениями.
4.14.4. Отметка «2» ставится, если:
•
•
упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками;
в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение
пользоваться изученными упражнениями.
4.14.5. Оценивание обучающихся, освобожденных от
уроков физической культуры или отнесенных к
специальной медицинской группе, производится с учетом
письма Минобразования от 31.10.2003 № 13-51-263/123
«Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе
для занятий физической культурой». В работе с данной
категорией
обучающихся
соблюдается
дифференцированный и индивидуальный подход к
организации занятий.