МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №39 ИМЕНИ В.А. КОЗЛОВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
353327 Краснодарский край, Абинский район, ст. Эриванская, ул. Ленина, д. 26
телефон: 8(861)5090216, электронная почта: school39@abin.kubannet.ru
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
МКОУ «ООШ № 39»
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МКОУ «ООШ № 39»
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «ООШ № 39»
________ А.В.Федина
____30августа_2024 г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2024-2025 учебный год
Ст. Эриванская, 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………….3
Раздел 1. Целевой……………………………………………………………….7
1.1. Цель и задачи воспитания ………………………………………………8
1.2.Направления воспитания…………………………………………………9
1.3.Целевые ориентиры результатов воспитания………………………….11
Раздел 2. Содержательный……………………………………………………..17
2.1. Уклад образовательной организации………………………………….17
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности…………21
Раздел 3. Организационный …………………………………………………..38
3.1. Кадровое обеспечение……………………………………………….....38
3.2. Нормативно - методическое обеспечение…………………………….40
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностям…………………………………….41
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся……………………………………43
3.5. Анализ воспитательного процесса…………………………………….44
2
Пояснительная записка
Программа воспитания
МКОУ ООШ №39 имени В.А.Козлова,
направлена на реализацию казачьего компонента с учетом учебной,
внеучебной деятельности и дополнительного образования.
Рабочая программа
разработана: на основе Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); на основе
Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» стратегии
национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)
•
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16
ноября 2022 года «Об утвеждении федеральной образовательной
программы начального общего образования»;
•
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 993 от 16 ноября
2022 года «Об утвеждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»;
•
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 1014 от 23
ноября 2022 года «Об утвеждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования»;
•
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30
сентября
2022
года
«Об
утверждении
порядка
разработки
и
утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»;
•
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11
декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные
3
государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся»
Письма Министерства просвещения Российской Федерации
от 18
июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей
программы
воспитания»,
в
соответствии
с
примерной
программой
воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22).
Программа
является
методическим
документом,
определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой
в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области
образования и воспитания.
Программа
основывается
на
единстве
и
преемственности
образовательного процесса на уровнях начального общего, основного
общего, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного,
среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной
воспитательной
деятельности
с
целью
достижения
обучающимися
личностных результатов образования, определённых ФГОС;
Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей.
Реализуется
осуществляемой
в
единстве
совместно
урочной
с
семьей
и
и
внеурочной
деятельности,
другими
участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания.
Предусматривает
приобщение
обучающихся
к
российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Предусматривает
историческое
просвещение,
формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего
4
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского,
патриотического,
духовно-нравственного,
эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного
воспитания.
Программа
включает
три
раздела:
целевой,
содержательный,
организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее
содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в
соответствии
с
особенностями
организационно-правовой
формой,
образовательной
контингентом
организации:
обучающихся
и
их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной
программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.
Разработана с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана
мероприятий по ее реализации в 2021–2025 гг. (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной
безопасности
Федерации
Российской
от
образовательных
Федерации
02.07.2021
стандартов
№
400),
(далее —
(Указ
Президента
федеральных
ФГОС)
Российской
государственных
начального
общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286),
5
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413). Программа основывается на единстве и
преемственности
образовательного
процесса
всех
уровней
общего
образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания
для организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
МКОУ ООШ№39 имени В.А.Козлова станицы Эриванской Абинского
района является основной общеобразовательной школой. Обучение ведётся
с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное общее образование,
основное общее образование. В 2009 году 20 марта школе был присвоен
региональный
Девятнадцатого
статус
декабря
Казачьего
общеобразовательного
2018
постановлением
года
учреждения.
админинстрации
муниципального образования Абинский район школе было присвоено имя
первого атамана Абинского районного казачьего общества Виктора
Афанасьевича Козлова.
МКОУ ООШ№39 имени В.А. Козлова - это сельская школа, удаленная
от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств.
Школа малокомплектная. В школе 2 класс - комплекта в начальном общем
звене.
Школа расположена в горной местности. Качество сотовой связи и
интернета невысокое. Социокультурная среда поселка более консервативна
и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство,
бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда
естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу
как естественную среду собственного обитания.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
6
организации;
- ориентир
на
создание
в
образовательной
организации
психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и
педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.
Раздел 1. Целевой
Участниками
образовательных
педагогические и другие
Козлова
(далее
–
работники
Школа),
отношений
являются
МКОУ «ООШ № 39» имени В.А.
обучающиеся,
их
родители
(законные
представители), представители иных организаций, участвующие
реализации
образовательного
процесса
в
в
соответствии с
законодательством Российской Федерации, локальными актами Школы.
Родители (законные представители) несовершеннолетних
имеют
преимущественное
Содержание
право на
воспитания
воспитание
обучающихся
своих
детей.
обучающихся в Школе определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся.
обучающихся
Вариативный
включает
компонент
содержания
духовно-нравственные
ценности
воспитания
культуры,
традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года (распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей Российской
7
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать
свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1.Цель и задачи воспитания обучающихся.
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный,
принимающий
судьбу
творческий,
компетентный
Отечества
как
свою
гражданин
личную,
России,
осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных
и
культурных
традициях
многонационального
народа
Российской
Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в Школе: развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации
на
основе
социокультурных,
духовно-
нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в Школе:
1. Усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний).
2. Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие).
8
3. Приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний.
4. Достижение
личностных
результатов
освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные
результаты
освоения
обучающимися
общеобразовательных программ включают осознание ими российской
гражданской
идентичности,
сформированность
у
них
ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизнив целом.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного,
учётом
принципов
личностно-ориентированного подходов и с
воспитания:
воспитания, совместной
гуманистической
направленности
деятельности детей и взрослых, следования
нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности.
1.2.Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности Школы по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС:
−
гражданское
гражданской
воспитание
идентичности,
—
формирование
принадлежности
к
общности
российской
граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры;
−
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному
9
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности;
−
духовно-нравственное воспитание
—
воспитание
на
основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов
России,
формирование
традиционных
российских
семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания,
справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения
к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
− эстетическое
воспитание
—
формирование
эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщениек лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
− физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
− трудовое
воспитание
—
воспитание
уважения
к
труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
− экологическое воспитание — формирование экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
− ценности
научного
познания
—
воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.
10
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
-Знающий и
любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, её территории, расположении.
-Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
-Понимающий
свою
сопричастность
к
прошлому,
настоящему
и
будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.
-Понимающий
значение
гражданских
символов
(государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
первоначальные
-Имеющий
представления
о
правах
и
ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
-Принимающий
участие
в
жизни
класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
-Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
-Сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
-Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
-Умеющий
оценивать
поступки
с
позиции
их
соответствия
нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
-Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
11
-Сознающий нравственную
и
эстетическую
ценность
литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
- Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
- Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
- Проявляющий стремление
к
самовыражению
в
разных
видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
- Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
- Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
-Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
-Сознающий
и
принимающий
свою
половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста.
Трудовое воспитание
- Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
-Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
-Проявляющий интерес к разным профессиям.
-Участвующий в различных
видах доступного по
возрасту
труда,
трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
-Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
12
влияние людей на природу, окружающую среду.
-Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
-Выражающий
готовность
в
своей
деятельности
придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания:
-Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
первоначальными
-Обладающий
представлениями
о
природных
и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании.
-Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
Гражданское воспитание:
-Знающий
и
принимающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
-Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе
исторического
просвещения,
российского
национального
исторического сознания.
-Проявляющий
уважение
к
государственным
символам
России,
праздникам.
-Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей.
-Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
13
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
-Принимающий
участие
организации, в том числе
участие в социально
в
жизни
класса,
общеобразовательной
самоуправлении, ориентированный
на
значимой деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание:
-Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
-Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
-Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России.
-Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
-Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
-Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).
-Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
-Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям.
-Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в
14
России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
-Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
-Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание:
-Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
-Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
-Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
-Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
-Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
-Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
-Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
-Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
15
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
-Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным
и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
-Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
-Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
-Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой
деятельности
на
протяжении
жизни
для
успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
-Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
-Выражающий
готовность
к
осознанному
выбору
и
построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:
-Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
-Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
-Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
-Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
-Участвующий
в
практической
природоохранной направленности.
Ценности научного познания:
16
деятельности
экологической,
-Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
-Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
-Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
-Демонстрирующий
осмысления
опыта
навыки
наблюдений,
накопления
фактов,
в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.
-Развивающий и применяющий навыки
наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Раздел 2. Содержательный
2.1.Уклад образовательной организации
МКОУ «ООШ № 39» является основной общеобразовательной школой,
обучение в которой осуществляется по двум уровням образования
(начальное общее образование, основное общее образование). В 2009 году 20
марта
школе
был
присвоен
региональный
статус
Казачьего
общеобразовательного учреждения. Девятнадцатого декабря 2018 года
постановлением админинстрации муниципального образования Абинский
район школе было присвоено имя первого атамана Абинского районного
казачьего общества Виктора Афанасьевича Козлова.
Школа удалена от культурных и научных центров, спортивных школ и
школ искусств. На территории школы есть спортивная площадка, что
позволяет проводить спортивные мероприятия и занятия спортивнооздоровительной направленности на свежем воздухе.
Школа сельская, малокомплектная, расположена в горной местности.
Качество сотовой связи и интернета
17
невысокое. Социокультурная среда
поселка более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется
внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе.
Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш
школьник воспринимает природу как естественную среду собственного
обитания.
Программа воспитания МКОУ ООШ №39, направленная на реализацию
казачьего компонента с учетом учебной, внеучебной деятельности и
дополнительного
образования,
государственного
разработана
образовательного
на
стандарта
основе
Федерального
основного
общего
образования, концепции духовно-нравственного воспитания, программы
развития.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;
- ориентир
на
создание
в
образовательной
организации
психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и
педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
Источниками,
оказывающими
положительное
влияние
на
воспитательный процесс в школе, являются педагоги:
− высококвалифицированный коллектив, способный замотивировать
учащихся на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и
социальной деятельностях;
18
- специалисты
обеспечивающие
социально-психологической
педагогическую
поддержку
службы
особым
школы,
категориям
обучающихся; организация основных совместных дел школьников и
педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными
традициями
воспитания
в
образовательной
организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной
чертой
каждого
ключевого
дела
и
большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников
является
коллективная
разработка,
коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ и х
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организато ра);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школ ьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую,
организационную,
посредническую
конфликтов) функции.
19
(в
разрешении
− педагоги-организаторы,
современные
формы
и
использующие
виды
в
деятельности,
работе
с
учащимися
собственным
примером
демонстрирующие активную гражданскую позицию.
– создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции
обучающихся через развитие ученического самоуправления, волонтерского
движения, включение в деятельность РДШ;
Источниками отрицательного влияния являются учащиеся «группы
риска», демонстрирующие асоциальное поведение в коллективе сверстников.
Наиболее
значимые
традиционные
дела, события,
мероприятия, составляющие основу воспитательной системы Школы:
− Акции, посвящённые значимым датам страны.
− Ритуалы посвящения в казачата 1 класс
− Мероприятия
тематических
с
использованием
активностей:
«Неделя
интерактивных
локаций
толерантности»,
и
«Неделя
профориентации», «Неделя позитива», «Неделя российской науки»,
«Декада «Мы – за ЗОЖ!»», «Марафон добрых дел».
− Праздник «Новогодний переполох».
− День школьного самоуправления (выборы атамана школы, атаманов
класса).
− Ярмарка «Дары Осени»
− Фестиваль патриотической песни «Этих дней не смолкнет слава!».
− Мероприятия, приуроченные к празднованию 23 февраля
− Праздник «День учителя»
− Праздник «День матери»
− Праздник «8 Марта»
− Митинг возле братской могилы в парке ст. Эриванской на 9 мая
− Акция «Поздравь ветерана»
− Праздник «Прощание с Азбукой».
20
− Праздники Последнего звонка.
− Праздник Первого звонка
− Фестиваль «Путь к успеху».
− Торжественная церемония вручения аттестатов.
− Спортивные
мероприятия
в
рамках
деятельности
школьного
спортивного клуба.
Школа участвует в следующих значимых проектах и программах,
включённых в систему воспитательной деятельности:
− Федеральный профориентационный проект «Билет в будущее».
Опыт школы показал, что ненавязчивость, возможность свободного
выбора,
отсутствие
авторитарности
и
обязательности,
красочность,
современный дизайн делают интерактивные локации привлекательными и
востребованными среди учащихся, позволяют охватить большое количество
учащихся.
Разработан
алгоритм
действий
администрации,
педагогов-
предметников, классных руководителей, специалистов СПС по профилактике
неуспеваемости обучающихся, работе с неуспевающими учащимися.
2.2.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.2.1. Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
− общешкольные
многодневные
тематические
мероприятия,
направленные на формирование личностных результатов обучающихся:
Неделя толерантности, Марафон добрых дел, Неделя профориентации,
Декада «Мы за ЗОЖ!», Неделя позитива, праздник «Новогодний переполох»
и др.;
− ежегодные
мероприятия,
связанные
с
общероссийскими,
региональными, муниципальными праздниками, памятными датами, в
которых
участвуют
все
классы:
мероприятия
знаменательных дат;
21
в
рамках
календаря
− участие во всероссийских акциях, проектах, посвящённых значимым
событиям в России, мире: акции «Блокадный хлеб», «Диктант Победы»,
«Свеча памяти», «Час Земли», «Сад памяти» и др.);
− торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на
следующий
уровень образования: Последний
звонок,
церемония вручения аттестатов;
− мероприятия, символизирующие приобретение новых социальных
статусов
в
общеобразовательной
организации,
обществе:
ритуалы
посвящения в казачата;
− церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в
развитие
общеобразовательной
Краснодарского
муниципального
края:
и
организации,
чествование
ст.
победителей
Эриванской,
и
призёров
регионального
этапа
Всероссийской
олимпиады
региональные
и
муниципальные
проекты,
школьников;
− федеральные,
направленные на достижение целевых ориентиров воспитания: проекты
«Билет в будущее», конкурс «Большая перемена», «Проэктория» и др.
− социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами «Герои моей
семьи», «Начни с себя» и др.
− мероприятия благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и других направленностей: тематические викторины, квесты,
флешмобы;
акции
по
благоустройству
и
оформлению
школьной
территории, фестиваль «Этих дней не смолкнет слава!», фестиваль
талантов, выставки рисунков и фотографий, оформление тематических
экспозиций и др.
− через формирование творческих групп как на уровне класса, так и на
уровне Школы вовлечение по возможности каждого обучающегося в
22
школьные
дела
в
разных
ролях
(сценаристов,
постановщиков,
исполнителей, корреспондентов, ведущих, оформителей, музыкальных
редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
− наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения,
анализа
основных
школьных
дел,
мероприятий,
их
отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими
взрослыми с последующей корректировкой организации взаимодействия с
обучающимися.
2.2.2. Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
деятельности
педагогических
работников,
осуществляющих
классное
руководство в качестве особого вида педагогической деятельности,
направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания
и
социализации обучающихся, предусматривает:
− планирование и проведение классных часов/мероприятий целевой
воспитательной,тематической направленности (не реже 1 раза в неделю);
− еженедельное проведение информационно-просветительских занятий
«Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
− инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах,
мероприятиях,
оказание
необходимой
помощи
обучающимся
в
их
подготовке, проведении и анализе;
− организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными
потребностями,
способностями,
давать
возможности
для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
− сплочение
коллектива
класса
через
игры
и
тренинги
на
командообразование (с возможным привлечением педагога-психолога),
23
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования
дней рождения обучающихся, классные вечера;
− ознакомление и контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка
для обучающихся Школы;
− изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) со школьным психологом;
− доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками, родителями
или
педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
− индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные,
творческие,
спортивные, личностные достижения (по желанию);
− регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
− организацию и проведение регулярных родительских собраний (не
режу 1 раза в четверть), информирование родителей об успехах и проблемах
обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь
родителям
и
иным
членам
семьи
в
отношениях
с
учителями,
администрацией;
− регулярное информирование родителей по вопросам ответственности
за воспитание детей, обеспечения безопасности, соблюдения правил
дорожной безопасности, правил пожарной безопасности и др. через классные
чаты в мессенджерах;
24
− создание и организацию работы родительского актива класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
Школе;
− привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся
к
организации
и
проведению
воспитательных
дел,
мероприятий в классе и Школе;
− организацию участия родителей (законных представителей) в
общешкольных родительских собраниях, конференциях по актуальным
темам воспитания и обучения;
− проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
2.2.3. Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными
особенностями учащихся и обеспечивает:
-установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-
побуждение школьников соблюдать на уроке ощепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
-
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемы
на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
-
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского
25
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
-
применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дискуссий,
которые
дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
-
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
-
максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебных предметов для формирования у
обучающихся
российских
традиционных
духовно
нравственных
и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
26
заданий,
-
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
-
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров
результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач
уроков, занятий;
-
включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов, модулей тематики в соответствии с
календарным планом воспитательной работы;
-
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и
задачами
воспитания,
целевыми
ориентирами результатов воспитания;
-
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
-
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий,
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
-
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную
мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога;
-
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в
команде, способствует развитию
критического мышления;
-
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами,
соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и
поддержку доброжелательной атмосферы;
-
организацию шефства мотивированных и эрудированных
27
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с
особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-
инициирование
обучающихся,
и
поддержку
планирование
исследовательской
и
выполнение
деятельности
индивидуальных
и
групповых проектов воспитательной направленности.
2.2.4. Внеурочная занятость
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях
обеспечения
индивидуальных
потребностей
обучающихся
осуществляется в рамках выбранных обучающимися курсов, занятий,
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Уровень начального общего образования:
Направление внеурочной
деятельности
Целевая
аудитория
Курс/программа
Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной
и экологической
направленности
1-4 классы
«Разговоры о важном»
«Разговор о профессиях»
«Безопасные дороги Кубани»
«Разговор о правильном
питании»
«Уроки мужества»
«Основы финансовая
грамотность»
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся.
Занятия, направленные на
удовлетворение обучающихся
в творческом и в физическом
развитии, помощь в
самореализации и развитии
способностей и талантов.
1-4 классы
1-4 классы
28
Количество
часов в
неделю
1
0,5
0,25
0,5
1
0,5
«Читательская грамотность»
0,5
«Математическая
грамотность»
Объединение «Игрушка»
0,5
Объединение «Букет»
1
Объединение «Казачьи игры»
1
Театральная студия
1
Кружок «Шахматная школа»
1
Мероприятия в рамках
деятельности «Движения
первых»
Школьный спортивный клуб
«Лидер»
1
1
1
Духовно- нравственное
направление
1-4 классы
Кружок «История
кубанского казачества».
Факультатив «Основы
православной культуры».
Кубановедение
1,4 классы
1
1
1
Уровень основного общего образования:
Направление
деятельности
внеурочной Целевая
аудитория
Информационно5-9 классы
просветительские
занятия
патриотической, нравственной и 6-9 классы
экологической направленности
8-9 классы
Занятия
по
формированию 5,6,7
функциональной
грамотности классы
обучающихся.
5-9 классы
5 класс
Занятия,
направленные
на 5-8 класс
удовлетворение обучающихся в
творческом и в физическом
развитии,
помощь
в 5-9 класс
самореализации
и
развитии
способностей и талантов.
5-9 класс
«Разговоры о важном»
«Семьеведение»
«Россия- мои горизонты»
«Безопасные дороги Кубани»
«Уроки мужества»
«Профориентация»
Количество
часов
в
неделю
1
1
1
0,25
1
1
0,5
«Финансовая математика»
«Функциональная грамотность:
учимся для жизни»
1
«Основы
финансовой
грамотности»
Кружок «Шахматная школа»
0,25
рамках
1
дорожной
1
Мероприятия
в
деятельности РДШ
ЮИД
«Агенты
безопасности»
1
5-9 классы
Секция «Лёгкая атлетика»
1
5-9 классы
Кружок «Школа безопасности»
1
5-9 классы
Школьный
«Лидер»
1
7-9 классы
7-9 классы
Духовнонаправление
Курс/программа
нравственное 5-9 классы
5-9 классы
спортивный
клуб
Кружок «Стрелковая подготовка»
1
Кружок «Школа юного армейца»
1
Кружок «Основы православной
культуры»
Кружок «История и культура
кубанского казачества»
Кружок «Традиции и культура
кубанского казачества»
1
29
1
1
2.2.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
− создание и деятельность в Школе и классах представительных органов
родительского
сообщества (Родительский совет, родительские активы
классных коллективов), участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания и обучения;
− деятельность
представителей
родительского
сообщества
в
Управляющем совете Школы, комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений (делегаты от Родительского
совета);
− тематические родительские собрания в классах согласно утвержденной
циклограмме,
общешкольные
родительские
собрания
по
вопросам
воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения
и воспитания, либо направленные на обсуждение актуальных вопросов,
решение острых школьных проблем;
− организацию
участия
родителей
в
вебинарах,
Всероссийских
родительских уроках, собраниях на актуальные для родителей темы;
− Дни открытых дверей, в которые родители (законные представители)
могут посещать уроки и внеурочные занятия;
− общешкольные родительские конференции, где подводятся итоги
работы Школы за учебный год, обсуждаются проблемы и пути их решения;
презентационные площадки, где представляются различные направления
работы Школы, в том числе дополнительное образование;
− информирование родителей (законных представителей) о жизни
школы, актуальных вопросах воспитания, ответственности за воспитание
через - сообщество Школы в социальной сети «ВКонтакте», чаты в
мессенджерах;
− обсуждение
в
классных
мессенджерах
с
участием
педагога
интересующих родителей вопросов, согласование совместной деятельности;
30
− участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных Положением о психолого-педагогическом консилиуме
Школы в соответствии с порядком привлечения родителей (законных
представителей);
− привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
− участие в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ)
– в течение первой недели после каникул, комиссии родительского контроля
организации и качества питания обучающихся (еженедельно);
− организацию встреч по запросу родителей с педагогом-психологом,
социальным педагогом; проведение индивидуальных консультаций для
родителей с целью координации воспитательных усилий педагогов и
родителей;
− при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
2.2.6. Самоуправление
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие,
чувство
собственного
достоинства,
а
школьникам
–
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление
иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
➢ через деятельность выборного Совета атамана школы обучащихся
школы, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
31
образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
На уровне классов:
➢ через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся
атаманов
класса,
представляющих
интересы
класса
в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
школы и классных руководителей;
➢ через деятельность выборных органов самоуправления (помощники
атамана класса), отвечающих за различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
➢ через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
➢ через
реализацию
функций
школьниками,
отвечающими
за
различные направления работы в классе
Структура самоуправления в классе
Атаман класса:
Помощник атамана класса по
православию, духовному воспитанию
и культуре
-духовно-прикладное творчество
-история казачества
Помощник атамана класса по военнопатриотическому воспитанию
-общая физическая подготовка
-общая военная подготовка
2.2.7. Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
Школы предусматривает:
− проведение профориентационных классных часов и психологических
занятий, направленных на подготовку обучающегося к осознанному
планированию и реализации своего профессионального будущего;
− профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие
знания
о
профессиях,
способах
выбора
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
32
профессий,
− экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
− посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего
образования;
− совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
− участие в работе всероссийских профориентационных проектов:
«Билет в будущее», «ПроеКториЯ», «Шоу профессий»;
− индивидуальное
консультирование
педагогом-психологом
обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам
склонностей,
способностей,
иных
индивидуальных
особенностей
обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;
− освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной
деятельности или в рамках дополнительного образования;
− оформление тематических стендов, ведение тематической рубрики в
сообществе школы в Вконтакте
2.2.8. Профилактика и безопасность
Реализация
деятельности
в
воспитательного
целях
потенциала
формирования
и
профилактической
поддержки
безопасной
и
комфортнойсреды в Школе предусматривает:
− участие во Всероссийских неделях и акциях безопасности;
− мероприятия в рамках декад безопасности дорожного движения;
− организацию участия обучающихся в социально-психологическом
тестировании;
33
− мероприятия в рамках деятельности социально-психологической
службы, школьной службы медиации;
−
создание
в
Школе
эффективной
профилактической
среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
−
профилактические
мероприятия
с
участием
сотрудников
ГИБДД МО МВД России "Абинский район", МО МВД России "Абинский
район", ПНД.
−
индивидуальную работу с обучающимися и их родителями
(законными представителями) в рамках работы Совета профилактики;
−
инструктажи
письменное
обучающихся
информирование
(согласно
родителей
утвержденного плана),
об
ответственности
за
безопасность и здоровье детей в каникулярное время, а также ситуациях,
связанных с риском для здоровья и безопасности обучающихся;
−
тематические классные часы и родительские собрания по вопросам
профилактики
деструктивного
поведения,
правонарушений
несовершеннолетних (согласно планам ВР классных руководителей), в том
числе с использование материалов Всероссийского проекта «Здоровая
Россия – общее дело»;
−
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, в том числе с использованием онлайнсервисов;
−
психолого-педагогическое
обучающихся
по
разным
сопровождение
направлениям
групп
(агрессивное
риска
поведение,
зависимости, суицидальное поведение и др.).
−
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия
с обучающимися групп риска, консультаций с их родителями (законными
представителями), в т. ч. с привлечением специалистов учреждений
системы профилактики;
− профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
34
деятельности,
альтернативной
девиантному
поведению
—
познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно духовной, благотворительной, художественной и др.);
− предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в Школе маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с
агрессивным поведением и др.);
− мониторинг деструктивных проявлений обучающихся, включающий
мониторинг
страниц
обучающихся
в
социальной
сети
ВКонтакте
(ежемесячно);
− включение обучающихся в социально-одобряемую деятельность во
внеурочное время, в т. ч. – в занятия объединений дополнительного
образования;
− организация
психолого-педагогического
просвещения
родителей
(законных представителей) в целях профилактики расширения групп семей
обучающихся,
требующих
специальной
психолого-педагогической
поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные,
социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
2.2.9. Внешкольные мероприятия
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
− внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в Школе
учебным предметам, курсам, модулям;
− походы
выходного
дня,
организуемые
в
классах
классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
− выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
35
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
2.2.10. Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно - пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других
участников
образовательных
отношений
по
её
созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
− оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную
организацию
государственной
символикой
Российской Федерации;
− организацию
и
проведение
церемоний
поднятия
(спуска)
государственного флага Российской Федерации;
− размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских,
народных
мест
почитания,
портретов
выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
− разработку,
оформление,
поддержание,
использование
в
воспитательном процессе памятной доски с именем Героя Советского Союза
(после присвоения имени);
− оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(лестничный пролёт, рекреации), сообщества школы в ВК, содержащих в
доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного
гражданско-патриотического,
фотоотчёты
об
интересных
духовно-нравственного
событиях,
обучающихся и т. п.;
36
поздравления
содержания,
педагогов
и
− подготовку
творческих
и
работ
размещение
обучающихся
регулярно
в
сменяемых
разных
экспозиций
предметных
областях,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
− поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных
зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;
− разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
− деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их
родителями
по
благоустройству,
оформлению
классных
кабинетов,
пришкольной территории;
− разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников,
церемоний,
торжественных
линеек,
творческих
вечеров
(событийный дизайн, интерактивные локации);
− публикацию тематических постов в сообществе школы в ВК (новости,
полезная
информация,
информация
патриотической
и
гражданской
направленности);
− разработку
и
обновление
материалов
(стендов,
плакатов),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
2.2.11. Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
− участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной
работы
(дни
открытых
дверей,
государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия)
37
− участие
отдельных
представителей
уроков,
организаций-партнёров
внеурочных
занятий,
в
внешкольных
проведении
мероприятий
соответствующей тематической направленности;
− проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
Социальными партнерами МКОУ «ООШ № 39» являются:
Социальный партнер
Эриванское
казачье
общество
Абинского
районного
казачьего
общества
Таманского
отделения казачьего Кубанского войскового
казачьего общества (на согласовании договора о
сотрудничестве)
Местная религиозная организация православный
Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы
по. Ахтырского Абинского района Краснодарского
края Екатеринодарской и Кубанской Епархии
Русской Православной Церкви (Московский
Патриархат)
(на основании договора о сотрудничестве)
МКУ СШ "Виктория", (на основании договора о
сотрудничестве)
МБУДО "Дом детского творчества"
(на основании договора о сотрудничестве)
Содержание совместной деятельности
Мероприятия согласно отдельному
плану
МКУ ДО ЦВР "Патриот"
(на основании договора о сотрудничестве)
МБУ ДО СЮТ
Мероприятия согласно расписанию
Мероприятия
плану
согласно
отдельному
Мероприятия согласно расписанию
Мероприятия согласно расписанию
Мероприятия согласно расписанию
Раздел 3. Организационный
3.1 Кадровое обеспечение
Реализацию
рабочей
программы
воспитания
обеспечивают
следующие педагогические работники образовательной организации:
Должность
Кол-во
Директор
1
Обязанности
Осуществляет
контроль
развития
системы
организации воспитания обучающихся.
Заместитель
директора
УВР
1
по
Осуществляет контроль реализации воспитательного
потенциала урочной и внеурочной деятельности,
организует
работу
с
неуспевающими
и
слабоуспевающими учащимися и их родителями
(законными
38
представителями),
учителями-
предметниками.
Организует
методическое
сопровождение и контроль учителей-предметников
по
организации
индивидуальной
неуспевающими
и
работы
с
слабоуспевающими
обучающимися, одаренными учащимися, учащимися
с ОВЗ, из семей «группы риска».
Заместитель
директора
1
по
Организует
воспитательную
образовательной
ВР
работу
организации:
анализ,
в
принятие
управленческих решений по результатам анализа,
планирование,
реализация
плана,
контроль
реализации плана.
Руководит
социально-психологической
службой,
является куратором Школьной службой медиации.
Курирует
деятельность
дополнительного
объединений
образования,
Школьного
спортивного клуба.
Курирует
деятельность
педагогов-психологов,
педагогов-организаторов,
социальных
педагогов,
педагогов дополнительного образования, классных
руководителей.
Обеспечивает работу «Навигатора дополнительного
образования» в части школьных программ.
Социальный
1
педагог
Организует работу с обучающимися, родителями
(законными
представителями),
руководителями,
классными
учителями-предметниками
по
профилактике правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних,
в
том
числе
в
рамках
межведомственного взаимодействия. Проводит в
рамках
своей
компетентности
коррекционно-
развивающую работу с учащимися «группы риска» и
их
родителями
Является
(законными
куратором
обучающихся
представителями).
случая:
категории
СОП,
при
наличии
обеспечивает
подготовку отчетов о выполнении.
Педагог-
1
Организует
39
психологическое
сопровождение
психолог
воспитательного процесса: проводит коррекционные
занятия с учащимися, состоящими на различных
видах учёта; консультации родителей (законных
представителей)
по
корректировке
детско-
родительских отношений, обучающихся по вопросам
личностного
развития.
обучающимися,
Проводит
направленные
на
занятия
с
профилактику
конфликтов, буллинга, профориентацию др.
Педагог-
1
организатор
Организует проведение школьных мероприятий,
обеспечивает
участие
обучающихся
муниципальных,
региональных
и
в
федеральных
мероприятиях.
Обеспечивает проведение школьных мероприятий и
организацию участия в мероприятиях внешкольного
уровня по линии «Движения первых»
Советник
директора
1
по
Организует
взаимодействие
с
детскими
общественными объединениями
воспитанию
(куратор
Движения
первых)
Классный
7
руководитель
Учитель-
Организует воспитательную работу с обучающимися
и родителями на уровне классного коллектива.
9
Реализует воспитательный потенциал урока.
предметник
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими
локальными актами:
– Положение о классном руководстве.
– Положение о социально-психологической службе.
–
Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
– Положение об Управляющем совете.
– Положение о поощрениях и взысканиях.
40
– Положение о комиссии по урегулированию споров.
– Положение о физкультурно-спортивном клубе.
– Положение о внешнем виде учащихся.
– Положение о постановке детей и семей на ВШУ.
– Положение о Школьной службе медиации.
– Образовательная программа дополнительного образования.
– Календарные планы воспитательной работы по уровням образования.
– Планы воспитательной работы классных руководителей.
– План работы социально-психологической службы.
– Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с
ОВЗ,одарённых, с отклоняющимся поведением, созданы особые условия:
Категория
Обучающиеся
инвалидностью, ОВЗ
Условия
с
Разработаны
адаптированные
основные
общеобразовательные программы для детей с ОВЗ.
Педагогом-психологом,
проводятся
регулярные
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие
занятия.
Обучение,
при
необходимости,
осуществляется
индивидуально на дому.
Имеются специальные учебники и учебные пособия
(ФГОС
ОВЗ
для
реализующих
образовательных
адаптированные
общеобразовательные программы).
Организация бесплатного питания (ОВЗ).
41
организаций,
основные
Обучающиеся
с
отклоняющимся
Социально-психологическое сопровождение.
Организация педагогической поддержки.
поведением
Консультации родителей (законных представителей)
педагога-психолога, социального педагога.
Коррекционно-развивающие
групповые
и
индивидуальные занятия.
Помощь в решении семейных и бытовых проблем.
Одаренные дети
Консультации педагога-психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
− налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
Школе;
− формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
− обеспечение
обучающихся,
психолого-педагогической
содействие
повышению
поддержки
уровня
их
семей
педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями педагогический коллектив ориентируется на:
–
формирование
личности
ребёнка
с
особыми
образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и
(или) психическому состоянию методов воспитания;
–
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся
с
особыми
образовательными
потребностями
и
их
сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
42
педагогических приёмов, организацией совместных форм работы классных
руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов,
педагогов
дополнительного образования;
–
личностно-ориентированный
подход
в
организации
всех
видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4.Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной
успешности
обучающихся
призвана
способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
− публичности, открытости поощрений - информирование всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся;
− прозрачности
правил
поощрения
-
наличие
положения
о
награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в
этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;
− привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей
(с
учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей.
Формы
поощрения
проявлений
активной
жизненной
позиции
обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации
и
регулярном
поощрении
классными
43
руководителями,
поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению)
артефакты, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио
может
включать
артефакты
признания
личностных
достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение имен обучающихся, названий групп или
классов
в
последовательности,
определяемой
их
успешностью,
достижениями в чём- либо.
Благотворительность
предусматривает
публичную
презентацию
благотворителей и их деятельности
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным
методом
общеобразовательной
воспитательной
анализа
организации
работы
с
воспитательного
является
целью
выявления
процесса
ежегодный
основных
в
самоанализ
проблем
и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
44
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
− развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
− распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
3.5.1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом,
социальным
педагогом,
при
наличии)
с
последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не
удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
3.5.2.
Состояние
совместной
45
деятельности
обучающихся
и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
объединений
Результаты
классных
обсуждаются
руководителей
на
или
заседании
методических
педагогическом
совете.
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
46
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений
47