МКОУ ООШ №39 программа воспитания 2020-2025

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №39 ИМЕНИ В.А. КОЗЛОВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол № 6 от «21» мая 2021г

Принята
управляющим советом
МКОУ ООШ №39
Протокол №4 от «21» мая 2021г

Директор МКОУ ООШ № 39
__________ А.В.Федина

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2025 учебный год

ст. Эриванская, 2021г

Содержание
1.Особенности организуемого в школе воспитательного процесса………………………………………...3
2 Цели и задачи воспитания…………………………………………………………………………………….4
3. Виды, формы и содержание деятельности………………………………………………………………….6
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»………………………………………………………..7
3.2. Модуль «Классное руководство»…………………………………………………………………..9
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»………………………………………………………11
3.4. Модуль «Школьный урок»………………………………………………………………………....14
3.5. Модуль «Самоуправление»………………………………………………………………………...15
3.6. Модуль «Профориентация»………………………………………………………………………..16
3.7. Модуль «Работа с родителями»……………………………………………………………………17
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»………………………………………………….17
3.9. Модуль «Профилактика»…………………………………………………………………………...18
3.10. Модуль «Казачество»………………………………………………………………………………18
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы……………………………………………19

2

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
МКОУ ООШ №39 станицы Эриванской Абинского района является основной общеобразовательной школой.
Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное общее образование, основное общее
образование. Школа казачьей направленности.
МКОУ ООШ №39 - это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и
школ искусств. Школа малокомплектная. В начальном общем образование- классы- комплекты.
Школа расположена в горной местности. Качество сотовой связи и интернета невысокое. Социокультурная
среда поселка более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство,
бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш
школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания.
В декабре 2018 года школе было присвоено имя первого атамана Абинского районного казачьего общества
Козлова Виктора Афанасьевича.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности

информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых,
и детей;
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через
которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел
педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ и х результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора );
3

- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется
конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школ ьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий,
секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям
защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, –
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях
(семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в
усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых
отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных
знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет
выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать
старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в
домашних делах, доводить начатое дело до конца;
4

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих
домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения
с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;
уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без
помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет
особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом
является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде
всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые
радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и
постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с
коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
5

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого,
но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда
на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с
которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим
за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно
насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. Виды, формы и содержания деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений
воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Инвариантные модули:
«Классное руководство»
«Школьный урок»
«Курсы внеурочной занятости»
«Работа с родителями»
«Самоуправление»
«Профориентация»
Вариативные модули
«Ключевые общешкольные дела»
6

«Детские общественные объединения»
«Казачество»
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть
школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и
детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их
вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами
комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума:
-патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при непосредственном участии
Школы, с 9 мая 2016 года шествие жителей ст. Эриванской с портретами ветеранов Великой Отечественной войны
проходит ежегодно);
- акция «Вахта памяти»;
- акция «Георгиевская ленточка»;
-экологическая акция «Бумажный бум» (сбор макулатуры), «Чистые берега» (очищение берега рек от бытового
мусора);
- благотворительные «Трудовой десант» (помощь заслуженным учителям-пенсионерам, труженикам тыла), День
пожилого человека (оказание помощи)
- трудовые «Чистые парки», субботники.
 Открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок.
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются
насущные проблемы;
- Единый День профилактики правонарушений в школе.
 проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания,
праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по футболу между учащимися школы, «День здоровья»
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта,
7

День защитника Отечества, 9 мая, выпускные вечера с участием родителей, день защиты ребёнка.
На школьном уровне:
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы:
-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в
актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы);
- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс, проводят уроки,
общешкольную линейку, следят за порядком в школе);
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8
Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера «Первый звонок», «Последний звонок»;
-Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики, биологии и химии;
истории, обществознания и географии; начальных классов);
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования,
символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей:
- «Посвящение в казачата»;
- выборы «Атамана школы»;
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести
школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
-еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей;
-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и
грамотами обучающихся.
На уровне классов:
 выбор атамана класса и его помощников
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку
общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей
классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
8

 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей:
сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа
ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его
отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в
совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе;
работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи
детям в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися
вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников,
основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой
проблеме, создания благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные
походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения
детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие
9

подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения,
которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в
их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с
одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно
стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в
которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце
года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с
другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и
разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию
воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и
понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и
воспитания детей.
10

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними,
администрацией школы и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем
обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение
семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность
самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы
поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на
сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих
выбранных школьниками ее формах:
1-4 классы
Направления внеурочной
деятельности:
Спортивно - оздоровительное

Формы внеурочной деятельности
1.Кружок «Шахматная школа».
2.Спортивные секции «Волейбол».
3.Беседы о ЗОЖ, безопасном поведении, участие в оздоровительных процедурах.
4.Участие в школьных, районных спортивных турнирах и оздоровительных акциях.
11

Духовно-нравственное

Социальное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

5. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов».
1.Кружок «История кубанского казачества».
2.Факультатив «Основы православной культуры». 3.Классные часы, беседы, просмотр кинофильмов с
целью знакомства с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с
обязанностями гражданина.
4.Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречи с ветеранами и
военнослужащими.
5.Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье - беседы о семье, о родителях и
прародителях.
6. Выставки рисунков, оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, казаков-станичников.
7. Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
8. Подготовка к участию в смотре строя и песни, фестиваль патриотической песни.
1. Курс «Экология для младших школьников».
2. Факультатив «Детская риторика».
3.Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (концерты школьной
самодеятельности, участие в «Дне станицы»).
4.Природоохранные акции школьников в социуме, субботники.
5.Социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной
взрослым).
6.КТД (коллективно-творческое дело).
7.Социально-образовательный проект.
8.Занятия по конструированию, кружки домашних ремёсел.
9.Трудовые десанты.
10.Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района.
1. Факультативы « Увлекательная грамматика», «Занимательная математика».
2.Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады.
3.Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?».
4. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности
(конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.),
5.Образовательная экскурсия, туристическая поездка.
6.Предметные недели, библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, конференции, деловые и ролевые
игры.
1.Занятия кружков «Природа и фантазия», «Этикет и культура общения».
2. Факультатива ««Финансовая грамота».
3.Культпоходы в театры, музеи, галерею.
4.Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
12

5.Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
6.Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ
учащихся.
7.Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и
речи.

5-9 классы
Направления внеурочной
деятельности:
Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное

Формы внеурочной деятельности
1.Кружки «Шахматная школа»,« Школа безопасности».
2.Спортивная секция « Спортивный туризм».
3.Беседы о ЗОЖ, безопасном поведении, участие
в оздоровительных процедурах.
4.Участие в школьных, районных спортивных турнирах и оздоровительных акциях.
5. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов».
1.Кружок «История кубанского казачества».
2.Факультатив «Основы православной культуры». 3.Классные часы, беседы, просмотр
кинофильмов с целью знакомства с героическими страницами истории России, жизнью
замечательных людей, с обязанностями гражданина.
4.Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречи с ветеранами и
военнослужащими.
5.Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье - беседы о семье, о родителях и
прародителях.
6. Выставки рисунков, оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, казаков-станичников.
7. Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
8. Подготовка к участию в смотре строя и песни, фестиваль патриотической песни.
1. Кружки «Мой мир»,«Моделирование воздушных шаров и дирижаблей», « Финансовая
грамотность».
2.Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (концерты
школьной самодеятельности, участие в «Дне станицы»).
3.Природоохранные акции школьников в социуме, субботники.
4.Социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной
взрослым).
5.КТД (коллективно-творческое дело).
6.Социально-образовательный проект.
7.Занятия по конструированию, кружки домашних ремёсел.
8.Трудовые десанты.
13

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

9.Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района.
1.Факультативы «Школьная геометрия: многообразие идей и методов», «Проектная деятельность
на уроках русского языка».
2.Кружки «Занимательная география», «Юный программист».
3.Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады.
4.Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?».
5. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности
(конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.),
6.Образовательная экскурсия, туристическая поездка.
7.Предметные недели, библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, конференции, деловые и
ролевые игры.
1.Занятия кружков « Смотрю на мир глазами художника », « Школьная пресса», «Традиции
кубанского казачества».
2.Культпоходы в театры, музеи, галерею.
3.Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
4.Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
5.Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих
работ учащихся.
6.Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре
поведения и речи.

3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному
восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их
работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
14

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
В этом модуле реализуется Всероссийский проект «Киноуроки в школах России».
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность,
самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов
не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета атамана школы обучащихся школы, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся атаманов класса, представляющих
интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой школы и классных
руководителей;
15

 через деятельность выборных органов самоуправления (помощники атамана класса), отвечающих за
различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутриклассных дел;
 через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе
Структура самоуправления в классе
Атаман класса:
Помощник атамана класса по
православию, духовному воспитанию
и культуре
-духовно-прикладное творчество
-история казачества

Помощник атамана класса по военнопатриотическому воспитанию
-общая физическая подготовка
-общая военная подготовка

3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя
профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не
только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному
планированию и реализации своего профессионального будущего;
 профориентационные игры: деловые игры, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
 экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и
условиях работы людей, представляющих эти профессии;
16

 посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение
профориентационного онлайн-тестирования;
3.7. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного
достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На групповом уровне:
 Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания
и социализации их детей;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем
обучения и воспитания школьников;

взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация,
предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
 обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем,
связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий
воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Детские объединения
ЮИД(юные инспектора движения)
УМКА(научное общество)
РДШ (Российское движение школьников)
17

Воспитание в детской организации осуществляется через:
 поддержку деловых и неформальных отношений, основанных на соблюдении принципов добровольности,

системности, поддержки инициативы, принципа «право на ошибку», сотрудничества и принципа
«естественного роста»;
 организацию общественно полезных дел и социально значимых практик, дающих возможность получить
важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям,
школе, обществу в целом;
3.9. Модуль профилактика
Направления профилактической работы
- Детский дорожно-транспортный травматизм
- Профилактика употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения
- Ранняя профилактика семейного неблагополучия
- Профилактическая работа по предупреждению жестокого обращения с детьми
- Профилактика самовольного ухода детей из школы, дома
- Профилактика безнадзорности и правонарушений
- Профилактика суицидального поведения
- Интернет-безопасность
- Профилактика экстремизма
- Заседания Совета профилактики
- Работа специалистов Штаба воспитательной работы
3.10.Модуль казачества
Направления работы школы казачьей направленности
- воспитание духовно-нравственного и физически здорового поколения на основе исторических традиций
России, родного края, казачества.
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и
народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне,
готовность к защите её свободы и независимости.
- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
-воспитание потребностей знать историю и культуру своего края, фольклор и этнографию.
-воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи. Привлечение
18

учащихся к активной общественной работе на благо родного края, станицы.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их
решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе,
являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не
количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:
Направления
анализа
Результаты
воспитания,
социализации
и саморазвития
школьников

Выявленные
проблемы

Содержание
Положительная динамика ивысокий уровень
мотивации учащихся к участию в научно практических конференциях, олимпиадах,
творческихконкурсах, спортивных
соревнованиях, волонтерской деятельности.
Низкий процентзаболеваемости ипропусков
занятий.
Отсутствие случаев преступлений среди
несовершеннолетних, низкий процент
травматизма.

У некоторых
обучающихся
существуют проблемы в
отношении и
формулированию целей
и мотивов
самоопределению, в том
числе и
профессиональному

19

Пути решенияпроблем
Повышенное внимание
к
качеству реализации модулей:
«Работа
сродителями» и
«Профориентация» программы
воспитания

Воспитательная
деятельность
классных
руководителей

Папка
Самоанализ

классногоруководителя
классногоруководителя

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».